Горномарийский
Драматический Театр
г. Козьмодемьянск, бульвар Космонавтов, 4.
Тел: (83632) 7-14-60
  • img
  • img
  • img
  • img

История

 

Горномарийский драматический театр - единственный театр республиканского статуса, который с 1994 года плодотворно работает не в столице Республики Марий Эл – г.Йошкар-Ола, а в малом городе – Козьмодемьянск с численностью населения в 22 тыс. человек Миссия этого театра - сохранение горномарийских традиций и языка. Театр, как и сам город, является центром развития двух культур, русской и горномарийской, и ставит постановки как на горномарийском, так и на русском языках. Все горномарийские постановки идут с синхронным переводом на русский язык.

Коллектив театра за свою почти 25-летнюю историю принял  участие во всех фестивалях, проводимых в республике, и завоевал немало весомых наград, самыми яркими из которых были Гран-При фестиваля «Йошкар-Ола театральная".

14 сентября 1994 года первым президентом РМЭ Владиславом Зотиным было подписано постановление об открытии театра. Театр разместился на 3 этаже Дворца Культуры им. Я.Эшпая г.Козьмодемьянска. Звонок на первый спектакль  «Тихий вечер» («Тыр вады») по пьесе  Е.Поствайкина прозвенел 3 декабря 1994 года. Артисты были подготовлены на театральном отделении Йошкар-Олинского музыкального училища им. И.С.Палантая.

Впервые годы в театре работали только приглашенные режиссеры. Это заслуженный деятель искусств РСФСР и МАССР Сергей Иванов, ставший первым наставником молодых артистов; заслуженный деятель искусств МАССР, народная артистка МАССР Сарра Кириллова; заслуженный деятель искусств РФ и РМЭ Олег Иркабаев; народный артист РМЭ и заслуженный артист РФ, известный киноактер и режиссер Василий Домрачев; заслуженный деятель искусств РМЭ, лауреат государственной молодежной премии РМЭ им.О.Ипая Татьяна Лядова и другие.

Первые десять лет – это трудный период становления театра в экономически нестабильное время. Вначале театр назывался молодежным, был филиалом Марийского национального театра драмы им. М.Шкетана. Самостоятельным стал только после пяти лет существования, в марте 2000 года Горномарийский театр получил статус драматического театра.

Первым художественным руководителем театра была выпускница  ГИТИСа Валентина Матюкова-Вилюкова. Он была первым режиссером из горных мари и стала ставить спектакли по пьесам горномарийских драматургов. За годы ее работы с 2000 по 2003  годы было поставлено немало ярких спектаклей: «Кыткы суан» («Муравьиная свадьба») по поэме-сказке П.Першута, «Орлыкан пуйрымаш»  («Горькая судьба») по пьесе М.Кудряшова, «Меч Онара» по сказке Н.Рыбакова. Все спектакли были участниками театральных фестивалей. Так на II Международном финно-угорском фестивале «Ен дзирд» («Божественная искорка») в г.Сыктывкаре работа художника Сергея Прутова в спектакле «Муравьиная свадьба» была удостоена премии «За лучшее сценическое оформление». В 2004 году на Первом межрегиональном электронном фестивале театрального Этно–арта «Кугу сорта» за высокое профессиональное мастерство и вклад в сохранение этнических традиций спектакль «Муравьиная свадьба» был награжден дипломом III степени.

Труппа  работала с самыми разными режиссерами, что было продуктивно в плане оттачивания актерского мастерства, а в целом способствовало обогащению содержания и формы постановок. При выборе материала театр обращался и к современным драматургам, и к национальной драматургии.

С 2004 по 2008 годы художественным руководителем театра плодотворно работал заслуженный деятель искусств  РМЭ Борис  Веркау. Он  обогатил репертуар театра детскими музыкальными и кукольными спектаклями, автором некоторых инсценировок сказок он был сам. Поставил ряд спектаклей по пьесам современных авторов: С.Лобозерова, М.Ладо, Б.Рацера, Г.Константинова, А.Коровина. В период работы Бориса Рихардовича режиссером наиболее полно раскрылся талант актеров комедийного и драматического плана у Александра и Марианны Сильвестровых, которые в этот период получили звание «Заслуженный артист РМЭ. В 2006 году на фестивале «Йошкар-Ола театральная» Горномарийский драмтеатр впервые за свою историю был отмечен высшей наградой – Гран-при фестиваля – спектакль в постановке Бориса Веркау «Маруся–Маша – счастье наше» (по пьесе Марии Ладо «Очень простая история»), а сам Борис Веркау стал лауреатом Национальной театральной премии им. Й.Кырли в номинации «Лучшая режиссура».

На новую высоту подняла статус театра режиссер Татьяна Лядова. В 2004 году ее спектакль «Домой» по пьесе Людмилы Разумовской на фестивале «Йошкар-Ола театральная» приятно удивил высокое театральное жюри. Горномарийский драмтеатр был номинирован сразу в трех номинациях. Артистка Светлана Зотина – «Лучшая женская роль», Наталия Петрова и Вероника Алехина - «Лучший дуэт» и режиссер-постановщик Татьяна Лядова - «Лучшая режиссура».

А на VIII Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул» в 2010 году постановка Т.Лядовой «Анят, тиды пуйрымаш» («Панночка») по пьесе Нины Судур отмечена диплом 2 степени в номинации «Лучший спектакль».

Плодотворным было сотрудничество труппы и с народным артистом Чувашской Республики Николаем  Корчаковым, он поставил запоминающиеся, искрометные спектакли «Шергакан шешкы» («Милая невестка»), «Пындаштым шипка гыц аза юк» («Крик ребенка из бездонной колыбели»), по пьесам Н.Угарина, «Яратымаш лишны» («Около любви») по А.Коровкину.. Большим событием в жизни театра стала комедия «Выходили бабки замуж» по пьесе Флорида Булякова. На VII Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул» в 2008 году спектакль отмечен в номинации «Лучший актерский ансамбль».

Также в 2009 году на фестивале «Йошкар–Ола театральная»  спектакль «Выходили бабки замуж» получил специальный приз «За раскрытие национального характера». В 2010 году с этой же комедией театр впервые выехал на зарубежные гастроли в Финляндию на фестиваль финских театров. На одном из показов спектакля присутствовала Тарья Халонен, президент Финляндии. Комедия произвела на нее впечатление, и после спектакля состоялась беседа президента с артистами.

С 2009 по 2011 год главным режиссером театра работал ведущий артист театра Александр Сильвестров. Будучи  востребованным, талантливым артистом, почти во всех своих постановках он играл сам. Поставил интересные спектакли «Две с половиной свадьбы» по пьесам М.Шкетана, «Кадриль» В.Гуркина, «Кома» М.Ворфоломеева, «Как похищают красавиц» Б.Аппаева, «Истребитель класса «Медея» М.Курочкина, детские спектакли «Клочки по закоулочкам», «Новогодние проказы Кощея и Бабы Яги». Постановка А.И.Сильвестрова «Кома» в 2011 году участвовала на театральном фестивале «Йошкар-Ола театральная» и стала обладателем специального приза жюри «За освоение современной драматургии», а артист Владимир Гусянов отмечен в номинации «За лучшую мужскую роль второго плана».

С 2011 по 2012 годы главным режиссером был Алексей Луценко. Как режиссер-постановщик спектаклей к работе относится с большим творческим вдохновением. В 2012 году решился на эксперимент: представить этнографические зарисовки в жанре драмы-притчи. И это несмотря на то, что он до прихода на работу в театр был мало знаком с традиционной культурой народа горных мари (родился в г.Ташкент, обучался и работал в г.Кострома). Окунувшись в историческое прошлое горномарийского народа, сам написал сценарий и поставил спектакль «Суртвуй» («Домохозяин») на горномарийском языке, который имел большой успех у зрительской аудитории. Данная постановка - это  коллективный творческий труд Горномарийского драмтеатра в целом. Режиссер признался, что при сборе материала и при решении постановочных ходов старался пропустить через себя народный дух, мысленно окунуться в историческое прошлое горных мари, изучил марийские народные сказки. Участие в рождении спектакля приняла вся труппа – сами артисты вносили поправки в мизансцены, не соответствующие местным традициям, объясняли быт. Правдивое отражение народного духа в спектаклях А.В.Луценко отмечали и театральные критики и журналисты во время разбора фестивальных спектаклей. К примеру, на IX Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул», состоявшемся в 2012 году в г.Саранск, во время обсуждения спектакля «Суртвуй» («Домохозяин») критики с положительной стороны отметили целостность, поэтичность постановки и прекрасное музыкальное оформление.

      В творческом багаже А.В.Луценко также выделяется спектакль, поставленный в 2011 г. по пьесе А.Островского «Бесприданница».  Жанр спектакля определен режиссером как трагифарс, поэтому постановка построена на контрастах:  трагическое здесь соседствует с комическим, статичные, малоподвижные сцены сменяются яркими, динамичными, гротесковыми. Спектакль наполнен символическими деталями. В этой постановке большую роль играли свет, музыка, хореография, а главное: интересные режиссерские приемы.

Успех Алексею Луценко принес его спектакль «Маленькие комедии» по пьесам А.Чехова «Медведь» и «Предложение», премьера которого состоялась в сентябре 2015 года. По итогам XII Международного фестиваля русских театров России и зарубежных стран «Мост дружбы» (декабрь, 2015 г.) за исполнение роли Ломова в спектакле «Маленькие комедии» артист Николай Марышев удостоен специального диплома в номинации «Надежда». 

     С 2013 года главным режиссером театра работает Ольга  Искоскина.  Как выпускница факультета культуры и искусств Марийского госуниверситета поставила дипломный спектакль «Восемь любящих женщин» по пьесе Робера Тома. И на фестивале «Йошкар-Ола театральная-2013» эта постановка отмечена специальным призом жюри «Дебют». В послужном списке режиссера Ольги Искоскиной уже 20 спектаклей. Это – «Если бы не война», «Шуды шешкы» (Сноха к сенокосу), «Арваты мелена» (Свадебные блины) и многие другие.

Мастерство режиссера Ольги Искоскиной растет из года в год. Интересными как по содержанию, так и по форме, получились ее детские спектакли на горномарийском языке «Кыткы суан» (Муравьиная свадьба) по пьеса Пет Першута,  «Аптан, пиры да выц кесы» (Петух, волк и пять козлят) по пьесе Светланы Вассановой. Востребованы детской аудиторией спектакли на русском языке: «Жила-была Сыроежка» по пьесе В.Зимина, «Приключения козлят» по пьесе С.Вассановой, «Посадил дед репку» по русской народной сказке и другие. С музыкальной этносказкой «Кыткы суан» («Муравьиная свадьба») по одноименной сказке П.Першута в постановке Ольги Искоскиной театр принял участие в X Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул», прошедшем в г.Йошкар-Ола в октябре 2014 года, и получил восторженные отклики членов жюри.

В 2015 году также Ольгой Искоскиной была поставлена глубоко содержательная трагикомедия «Сладко или горько…» по пьесе Флорида Булякова «Дело святое». На фестивале «Йошкар-Ола театральная-2016» горномарийская труппа отмечена одним из основных дипломов - артистка Елена Васильева стала лауреатом Национальной театральной премии им. Й.Кырли в номинации «Лучшая женская роль второго плана» (за исполнение роли Василисы).

В 2015 году на фестивале «Йошкар-Ола театральная», в котором театр участвовал со спектаклем «Салика» по пьесе Сергея Николаева в постановке заслуженного деятеля искусств РФ и РМЭ Олега Иркабаева, артистов снова ждал триумф.  Труппа стала обладателем диплома в номинации «Лучший актерский ансамбль». Артисты театра Николай Марышев и Михаил Анисимов, сыгравшие в комедии главные роли, номинированы специальными дипломами и премиями.

Событием в театральной жизни стала комедия «Арваты мелена» (Свадебные блины) по пьесе А.Волкова в постановке режиссера Ольги Искоскиной. На фестивале «Йошкар-Ола театральная» режиссер отмечена в номинации «За верность традициям». 

В 2017 году театр стал участником двух Федеральных программ. 14-17 ноября 2017 года были проведены обменные гастроли с МБУК «Музыкально-пластической драмы «Преображение» в рамках Федеральной программы «Большие гастроли».

В рамках реализации Федеральной программы по поддержке творческой деятельности театров в городах численностью до 300 тысяч жителей (проект партии «Единая Россия» «Малые театры городов») поставлен масштабный спектакль «Савик» с привлечением к участию в массовках большого количества артистов. Премьера спектакля «Савик» по одноименному сатирическому роману Никона Игнатьева в постановке заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Республики Марий Эл Олега Иркабаева состоялась 24 октября 2017 года. Постановку смело можно назвать фундаментальной, современной и в техническом плане: обновлен свет, звук, изготовлены яркие декорации, приобретены новые костюмы, оборудование для осуществления  синхронного перевода, что стало возможным благодаря именно участию в вышеназванном проекте. В 2017 году после получения новой техники для проведения синхронного перевода спектаклей на русский язык   появилась возможность более активного привлечения русскоязычного зрителя на горномарийские спектакли.

Директорами театра с 1994 года по 2001 годы работали Елизавета Куприянова, Наталия Матюкова-Пенькова, Валентина Токтарова. С 2002 года по настоящее время возглавляет коллектив Алексей Васканов, подполковник в отставке, более 20 лет отдавший службе в Вооруженных Силах СССР. Характеристика журналиста Олега Морозюка в статье «Двуязычная Мельпомена»: «…Будучи профессиональным военным, Алексей Николаевич умеет ставить задачи и требовать четкого выполнения задач, но делает это тонко, тактично. Именно время его руководства театр значительно вырос в профессиональном отношении. В тесном контакте с режиссерами он сумел создать условия для раскрытия творческого потенциала артистов, вдохновить труппу на выпуск высокопрофессиональных спектаклей». Также директор А.Н.Васканов занимается творческой работой, в его багаже переводы пьес с русского на горномарийский язык. В его переводе поставлены на горномарийском языке: музыкальная комедия «Век живи, век люби» по пьесе Б.Рацера и В.Константинова в постановке Бориса Веркау,  комедия «Любовь зла, или К гадалке не ходи» по  пьесе Е.Венедиктовой в постановке Елены Васильевой, лирическая комедия «В момент рождения» по пьесе В.Матвеева в постановке Василия Домрачева, трагикомедия «Сладко или горько?» по пьесе Ф.Булякова в постановке Ольги Искоскиной и другие.

Театру – почти 25 лет.  За это время в театре пережиты и творческие взлеты, и периоды поиска направлений перестройки работы с изменяющимися условиями и ориентирами, и рабочие будни, и яркие премьеры. Для истории – это немного, но для  коллектива – это активный период творческого становления, повышения профессионального мастерства. Свидетельство тому – высокие оценки театральных критиков в республиканских и международных фестивалях театрального искусства «Йошкар-Ола театральная», «Майатул» и «Фестиваль марийской драматургии».

С целью выявления талантливых детей, желающих обучаться в театральных высших и средних учебных заведениях, с 2015 года театр стал проводить фестиваль-конкурсы театрального искусства «Таланты и поклонники» среди учащихся образовательных организаций Горномарийского района и города Козьмодемьянска. В настоящее время он стал традиционным.

Каждый год театр выпускает от 3 до 5 спектаклей, также готовит театрализованные концертные программы к различным знаменательным датам. Ежегодно принимает участие в межрегиональном певческом празднике «Пеледыш айо» (Праздник цветов) и в Карнавальном шествии в рамках проведения республиканского юмористического фестиваля «Бендериада» в г.Козьмодемьянске.

Таким образом, театр в полной мере оправдывает свое название «драматический». В нем есть своя «изюминка»: показ спектаклей на двух языках. Зрителю предоставлена возможность посмотреть представление, как на русском, так и на  горномарийском языках.  Артисты плодотворно работают над повышением уровня своего профессионального образования и мастерства. Почти все артисты имеют профессиональное образование. Многие из них являются выпускниками Казанского государственного  университета культуры и искусств, Чувашского госуниверситета, Марийского государственного университета. В настоящее время в труппе четыре артиста имеют звание «заслуженный артист Республики Марий Эл».

Интересно заметить, с каждым показом приходит в зал больше зрителей, а каждая премьера проходит при аншлагах. Более того: некоторые козьмодемьянцы отдельные спектакли смотрят не раз. Это говорит о том, что увиденное на сцене находит отклик в душе зрителя, значит, стук сердец актеров услышан в зрительном зале, значит артисты могут донести до зрителя смысл существования на белом свете, значит, чудо случается, катарсис достигнут.

 

Светлана Васканова,

руководитель литературно-драматургической части