Артистка Наталия Елисеевна Гусянова родилась 26 апреля 1975 года в д.Актушево Марийской АССР. В 1994 году закончила театральное отделение Йошкар-Олинского музыкального училища им. И.Палантая, в 2007 году - Казанский государственный университет культуры и искусств. Работает артисткой с основания театра. Является одной из ведущих актрис Горномарийского драматического театра, в котором за 25 лет сыграно 90 ролей как национального, так классического и современного репертуара. Артистка не боится бремени новой сложной роли. С годами ее драматический талант только раскрывается, за это время ей удалось освоить самые тонкие грани психологического перевоплощения. Ее музыкальность и пластичность придают игре особый шарм и обаяние. Отличительная черта ее манеры игры – убедительность, зритель всегда верит каждому ее слову, вот почему в творческом багаже актрисы представлены не только яркие драматические образы, но и образцово выполненные комедийные роли. Это роли в спектаклях по пьесам русской и зарубежной классики, современной и национальной драматургии: Габби в спектакле «Восемь любящих женщин» по пьесе Р.Тома (2012 г.), Аксинья в спектакле «Шуды шешкы» (Сенокосная сноха) по пьесе З.Долговой (2013 г.),Валентина Петровна - «Сотыш лакмы годым» (В момент рождения) по пьесе В.Матвеева (2014 г.), жена Терентия – «Салика» по пьесе С.Николаева (2014), Елена Ивановна Попова - «Маленькие комедии» по пьесе А.Чехова (2015 г.), Глафира в комедии «Свадебные блины» по пьесе А.Волкова (2015 г.), Паша Большая в драме «Зимы не будет» по пьесе В.Ольшанского (2016 г.), Маруся – «Про Федота-стрельца, удалого молодца» (2019). и многие другие. В игре Наталии Гусяновой непосредственность и легкость сочетаются с драматическим темпераментом и нравственной глубиной. К примеру, через образы жены судьи и цыганки в трагифарсе «Савик» артистка покорила зрителей умелым использованием комедийных приемов, творческой фантазией и актерским азартом, а Нину в комедии «Голубцы по объявлению» наделила глубоким нравственным содержанием, человеческим достоинством. В целом, все созданные в последние годы образы свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве актрисы. И в любой из этих ролей она изящна, женственна, бесконечно правдоподобна. Артистка – прекрасная партнерша на сцене, понимающая и всегда готовая поделиться своим драматическим мастерством с молодыми артистами. Ее игра заметна не только зрителю, но и театральной критике. Еще в 1999 году на фестивале «Йошкар–Ола театральная» за достоверное, талантливое исполнение роли Анюты в спектакле «Сватовство» по пьесе Н.Сидорова Наталия Гусянова была отмечена специальным призом фестиваля «Приз зрительских симпатий». В 2018 году на XII Международном фестивале финно-угорских театров "Майатул" за талантливое исполнение роли Мийры в спектакле "Кловой пылгомын семжы" ("Песни синего неба") по пьесе С.Кантерво Наталия Гусянова была награждена основным дипломом фестиваля «Лучшая женская роль". В такой же номинации она стала лауреатом Национальной премии им. Й.Кырли на фестивале «Йошкар-Ола театральная-2019», на котором театральное жюри вынесло высокую оценку драме «Песни синего неба», а артистка Наталия Гусянова стала лучшей в номинации «Лучшая женская роль в драматическом спектакле». Она - любимица сотен театралов, их восторженные отзывы говорят о безграничном уважении и восхищении ее работами, поэтому в 2012 году в театре с аншлагом прошел ее бенефис.
Зотина Светлана Владимировна
Заслуженная артистка Республики Марий Эл
Родилась 6 октября 1973 года в деревне Ключево Горномарийского района МАССР. По окончании Усолинской средней школы поступила на театральное отделение Йошкар-Олинского музыкального училища им. И.Палантая. В 2006 году окончила Казанский государственный университет культуры и искусств. В театре работает со дня основания театра, с 1994 года. За период работы сыграла почти в 100 спектаклях. С.В. Зотина – одна из ведущих актрис театра, создавшая галерею разнохарактерных образов драматического и комедийного плана, и все они отмечены ярким темпераментом, душевностью, эмоциональностью, тонким анализом характера сценических персонажей. С.В. Зотина - ищущий и преданный своему делу человек, глубоко самобытная, яркая актриса, при создании сценических образов умело использует особенности национального характера, самобытность нравов своего народа. Созданные ею образы в пьесах национального репертуара принимаются горномарийским зрителем сразу – настолько они типичны, правдивы и узнаваемы. К примеру, Олена – «Кок суанак пелак» («Две с половиной свадьбы») по пьесе М.Шкетана (2006 г.), Кытьыри – «Арвингы» («Свадебный парень) по пьесе А.Волкова (2001 г.), Олена – «Кок эргы» («Два сына») по пьесе М.Рыбакова (1995 г.), Вера – «Сноха к сенокосу» («Шуды шешкы») З.Долговой (2013 г.), Марина - «Салика» по пьесе С.Николаева (2014 г.), Праско - комедия «Сотыш лакмы годым» (В момент рождения…) по пьесе В.Матвеева (2014 г.), Огаптя – «Арваты мелена («Свадебные блины») по пьесе А.Волкова» (2015 г.), Старуха - «Муан аль качы» («Сладко или горько») по пьесе Ф.Булякова «Святое дело» (2015 г.), мать - трагифарс «Савик» по одноименному сатирическому роману Никона Игнатьева (2017 г.), Баба Яга – «Про Федота-стрельца, удалого молодца» по пьесе Л.Филатова (2019). С.В.Зотина одновременно может совместить гротеск и тонкий психологизм, юмор и драматизм. В 2004 году на фестивале «Йошкар-Ола театральная» за исполнение роли Таньки Рыжей в спектакле «Домой» по пьесе Л.Разумовской стала лауреатом Национальной театральной премии им.Йывана Кырли в номинации «Лучшая женская роль». В 2006 году на фестивале «Йошкар-Ола театральная» Горномарийский драматический театр со спектаклем «Мария-Маша - счастье наше» по пьесе М.Ладо «Очень простая история» в постановке заслуженного деятеля искусств Бориса Веркау стал обладателем Гран-при фестиваля. В данной постановке Светлана Зотина великолепно сыграла роль Хозяйки. За работу над образом Овдотьи в комедии «Выходили бабки замуж» на VII Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул» в 2008 году Светлана Зотина отмечена дипломом в номинации «Лучший актерский ансамбль». В 2013 г. за выдающийся вклад в развитие театрального искусства на фестивале «Йошкар-Ола театральная – 2013» Светлане Зотиной вручили театральную директорскую премию.
Петрова Наталия Анатольевна
Заслуженная артистка Республики Марий Эл
Артистка Наталия Анатольевна Петрова родилась 4 мая 1974 года в деревне Юнго-Кушерга Горномарийского района Марийской АССР. В 1994 году окончила Йошкар-Олинское музыкальное училище им. И.С.Палантая по специальности «Актерское искусство». В 2007 году – Казанский государственный университет культуры и искусств. Работает со дня основания Горномарийского драматического театра, которому в 2019 году исполнилось четверть века. Служить искусству целых 25 лет, пережить вместе с коллективом и взлеты, и падения - это надо иметь огромную любовь к искусству и преданность профессии. Мастерски владея профессией, привнося каждый раз новые краски, актриса создает запоминающиеся драматические и комедийные образы. На сегодняшний день ею создано свыше 90 ярких ролей в спектаклях по пьесам русской и зарубежной классики, современной русской и марийской драматургии: Ониса - «Тыр вады» («Тихий вечер») по пьесе Е.Поствайкина (1994 г.), Акулина – «Суан кечын» («В день свадьбы») по пьесе В.Розова (1996 г.), Бабка – «Семейным портрет с посторонним» по пьесе С. Лобозерова (2002 г.), Раиса - «Тайна шелкового озера» по пьесе Л.Марье (2004 г.), Нина – «Век живи, век люби» по пьесе Б.Рацера и В.Константинова (2006 г.), Панночка – «Панночка» по пьесе Н.Садур (2009 г.), Глаша – «Бесприданница» по пьесе А.Островского (2011 г.), Шанель – «Восемь любящих женщин» по пьесе Р.Тома (2012 г.), Вера Николаевна - «Если бы не война» по пьесе С.Гансовского (2013 г.), Клара – «Капризная принцесса» по сказке Г.Х.Андерсена (2012 г. и 2015 г.), Кузьминична - «Салика» по пьесе С.Николаева (2014 г.), Устиния - «Сотыш лакмы годым» (В момент рождения…) по пьесе В.Матвеева (2014 г.), Пелагея - «Арваты мелена» («Свадебные блины») по пьесе А.Волкова (2015 г.), Лейла - «Кловой пылгомын семжы» («Песни синего неба») по пьесе С.Кантерво (2018 г.), Бабка – «В ста шагах от праздника» по пьесе С.Лобозерова (2019 г.) и другие. Из огромного количества образов, созданных Наталией Петровой, отдельно можно отметить образы матерей, которые удались у актрисы во всей полноте характера и проявляется высокое женское начало. Это спектакли: «Не все коту масленица» (А.Островский), «Савик» (Н.Игнатьев), «У кыцкы» («Новые плоды») (С.Николаев), «Тайны шёлкового озера» (Л.Марье), «Кок суанак-пелак» («Две с половиной свадьбы») (М. Шкетан), «Шуды шешкы» («Сенокосная сноха») (З. Долгова) и многие другие. Зрителей всегда покоряет блеск её комедийных приемов, фантазия, азарт. Она вдумчиво и творчески подходит к любому материалу, а в итоге с присущей ей легкостью и гармонией справляется с неоднозначными ролями в знаковых произведениях признанных драматургов. Актриса умело оправдывает любую ситуацию в спектаклях, наполняет свои роли содержательностью и юмором. Она в числе первых артистов театра была номинирована дипломом на театральном фестивале: «Йошкар-Ола театральная-2003», стала обладателем специального приза в номинации «За яркую характерность» (за роль Бабки в спектакле «Семейный портрет с посторонним» по пьесе С.Лобозерова). В 2004 за талантливое воплощение образа Фомы в спектакле «Домой» по пьесе Л.Разумовской в постановке Т.Лядовой артистка со своей партнершей Вероникой Алехиной стала обладательницей Национальной театральной премии им. Й.Кырли в номинации «Лучший дуэт». Яркой работой стала роль Даши в спектакле «Мария, Маруся-Маша - счастье наше» по пьесе М.Ладо «Очень простая история». В 2006 г. спектакль на фестивале «Йошкар-Ола театральная» был номинирован Гран-при. В этом был достойный вклад и Наталии Петровой, так как она сыграла одну из главных ролей в спектакле. Таким образом, за каждым образом актрисы – не только талант, но и знание психологии людей, большое упорство, умение проникнуть в суть души и характера персонажа, а главное: ежедневная работа над собой.
Анисимов Михаил Юрьевич
Артист, художник по рекламе
Михаил Юрьевич Анисимов родился 10 октября 1975 года в г.Чебоксары. Окончил художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. С Горномарийским драматическим театром связал свою жизнь с 2000 года. Сначала работал художником по рекламе, вскоре талантливого оформителя назначили на должность художника-постановщика. Им оформлены спектакли: «Кадриль» по пьесе В. Гуркина, «Панночка» по пьесе Н.Садур, «Около любви» по пьесе А. Коровкина, «Кукла для невесты» по пьесе Н.Угарина, «Не все так плохо, как кажется» по пьесе Ж.Унгарда. Одновременно работал художником по рекламе. Вскоре неординарные способности творческого человека стали востребованы на сцене. И Михаил Юрьевич с воодушевлением приступил к освоению новой профессии – артиста театра. С первых ролей зрители почувствовали в нем внутренний взрывной темперамент. М.Ю.Анисимов талантливо ярко раскрыл образы председателя в комедии «Выходили бабки замуж» по пьесе Ф.Булякова (2008 г.), Спирида (казака) в драме «Панночка» по пьесе Н.Садур (2009 г.), Вовчика в комедии «Милая невестка» по пьесе Н.Угарина (2007 г.), Утилова в трагикомедии «Кома» по пьесе М.Варфоломеева (2010 г.), стрельца «Про Федота-стрельца» по пьесе Л.Филатова (2010 г.), Анастасьева в драме «Если бы не война» по пьесе С.Гансовского (2013 г.), старика – в трагикомедии «Муан аль качы» («Сладко или горько») по пьесе Ф.Булякова (2015 г.), сына – в драме «Зимы не будет» по пьесе В.Ольшанского (2016 г.), Сморкалова и судьи в трагифарсе «Савик» по роману Н.Игнатьева (2017), военнопленного Лукича «Кловой пылгомын семжы» («Песни синего неба») по пьесе С.Кантерво (2018 г.). Самозабвенно играет он и в детских постановках. «Жила-была Сыроежка» по пьесе В.Зимина, «Посадил дед репку» по русской народной сказке, «Приключения козлят» по пьесе С.Вассановой, в музыкальной этносказке «Кыткы суан» («Муравьиная свадьба) по поэме П.Першута, «Три поросенка» по пьесе А.Финка, «Сказка о непослушном мальчике» по стихам К.Чуковского – это неполный перечень названий спектаклей, в которых Михаил Анисимов создал яркие положительные и отрицательные персонажи. Удачным оказался как для Михаила Анисимова, так и для театрального коллектива 2015 год - спектакль «Салика» Горномарийского драматического театра по пьесе С.Николаева на фестивале «Йошкар-Ола театральная-2015» был удостоен национальной театральной премии имени Йывана Кырли в номинации «Лучший актерский ансамбль», артист Михаил Анисимов за исполнение одной из главных персонажей - Полата Акпая награжден специальным дипломом жюри фестиваля.
Васильева Елена Ивановна
Помощник режиссера, артистка
Елена Ивановна Васильева родилась 26 августа 1973 года в деревне Сарманкино Горномарийского района Марийской АССР. Е.И.Васильева в театре работает с 2007 года. В 2013 году окончила Марийский государственный университет, факультет культуры и искусств по специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель». В 2013 году на сцене Горномарийского драматического театра состоялся ее дипломный спектакль «Любовь зла или к гадалке не ходи» («Ах, яратымаш, манаш веле ач») по пьесе Е.Венедиктовой, получивший хорошие отзывы зрителей. В багаже артистки Васильевой в настоящее время 55 ярких ролей. Умение перевоплощаться, яркая индивидуальность и прекрасные внешние данные дают ей возможность сочетать комическое и драматическое. Она - старательный, трудолюбивый человек, никогда не сдается перед трудностями. Неслучайно ей подвластны и сложные психологические роли. Артистка убедительна в любой постановке, умело раскрывает грани характера своих героинь. Природное обаяние, выразительность, правдивость игры позволяют актрисе находить контакт с публикой. Она нашла своего зрителя через образы, представленные в спектаклях: «Крик ребенка из бездонной колыбели» (2007 г.) и «Милая невестка» по пьесам Н.Угарина (2007 г.) «Около любви» по пьесе А.Коровкина (2008 г.), «Кома» по пьесе М.Ворфоломеева (2010 г.), «Бесприданница» по пьесе А.Островского (2011 г.), «Восемь любящих женщин» по пьесе Р.Тома (2012 г.), «Сноха к сенокосу» по пьесе З.Долговой (2013 г.), «Салика» по пьесе С.Николаева (2014 г.), «Сотыш лакмы годым» (В момент рождения…) по пьесе В.Матвеева (2014 г.), «Муан аль качы» («Сладко или горько») по пьесе Ф.Булякова «Святое дело» (2015 г.), «Арваты мелена («Свадебные блины») по пьесе А.Волкова (2015 г.), «Зимы не будет» по пьесе В.Ольшанского (2016 г.), «Савик» по роману Н.Игнатьева (2017), «Кловой пылгомын семжы» («Песни синего неба») по пьесе С.Кантерво (2018 г.), нянька – «Про Федота-стрельца, удалого молодца» (2019 г.). Удивительно жизненным и сильным стал драматический образ Прасковьи в спектакле «Выходили бабки замуж» по пьесе Ф.Булякова. На VII Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул» Елена Васильева за роль Прасковьи в этом спектакле отмечена дипломом в номинации «Лучший актерский ансамбль». На фестивале «Йошкар-Ола театральная-2016» артистка Елена Васильева отмечена дипломом лауреата национальной премии им. Йывана Кырли в номинации «Лучшая женская роль второго плана» - за талантливое исполнение роли Василисы в трагикомедии «Муан аль качы» (Сладко или горько) по пьесе Ф.Булякова. Критики отметили правдивую, убедительную игру Е.Васильевой, которая играла не на уровне текста, а жизни: сумела донести до каждого сидящего в зале драматизм вечного сюжета – тему не рожденных детей. И еще одна особенность игры артистки – это блистательный дар игры эпизодических ролей. Елена Васильева всегда знает, как сделать эпизодическую роль заметной для зрителя и вызвать у него симпатию.
Зубков Николай Сергеевич
Артист
Родился 30 сентября 1980 года в с.Виловатово Горномарийского района Марийской АССР. В 1996 году окончил Виловатовскую среднюю школу. Обучался в Йошкар-Олинском музыкальном училище им. И.Палантая. В 1999 году поступил на работу в Горномарийский драматический театр. Яркая внешность и умение перевоплощаться способствовали тому, что с первых дней работы был задействован во всех постановках театра. Но наиболее полно раскрылся его творческий потенциал в тандеме работы с режиссером-постановщиком Борисом Веркау в спектаклях: «Семейный портрет с посторонним» (2002 г.), «Семейный портрет с дензнаками» (2003 г.) по пьесам С.Лобозерова и «Маруся, Маша – мамнан цашна» («Мария, Маша - счастье наше») (2005 г.) по пьесе Марии Ладо «Очень простая история», в которых артист сыграл главные роли. Следует отметить, что спектакль «Мария, Маша - счастье наше» в 2006 году впервые в истории театра был отмечен высшей наградой театрального фестиваля «Йошкар-Ола театральная» – Гран-при Национальной театральной премии им. Й.Кырли. В этом был и достойный вклад артиста Николая Зубкова. Затем в творческой биографии артиста был некоторый перерыв, он сменил род деятельности. Но творческая натура Николая Зубкова спустя время все равно заявила о себе, и в 2017 году артист снова вернулся в Горномарийский драматический театр. И с этого времени у него начался яркий творческий взлет. За последние годы им созданы запоминающиеся, разные по характеру и типажу, яркие художественные образы: Кравец Петю - «Савик» по роману Н.Игнатьева (2017 г.), Лео - «Кловой пылгомын семжы» («Песни синего неба») по пьесе «Эхо» С.Кантерво, Лексе - «Эх, соседи-соседушки» по пьесе С.Вассановой (2018 г.), Леня - «Ах, ты, Соня-Сонечка» (Ах, тынь, Соня-сонимакы») по пьесе Марии Илибаевой «Развод по-марийски» (2018 г.), Кузнечик - «Муравьиная свадьба» по пьесе П.Першута (2018 г.), Эчук - «Лаксак йыде – масак» («В каждой ямке – по шутке»») по пьесам М.Шкетана (2019 г.), Генерал - «Про Федота стрельца» по пьесе Л.Филатова (2019 г.). Все сценические образы Николая Зубкова отличаются незаурядностью, глубиной раскрытия характера персонажа, и они заслуженно получили признание публики и театральной общественности.
Марышев Николай Леонидович
Артист
Николай Леонидович Марышев родился 26 февраля 1988 года в с.Усола Горномарийского района Марийской АССР. Окончил Оршанский педагогический колледж, некоторое время работал преподавателем физической культуры в оздоровительных лагерях и детских реабилитационных центрах. Талантливый молодой человек был участником всех культурных мероприятий для молодежи, проводимых в Горномарийском районе и в г.Козьмодемьянске. Поэтому в 2012 году с желанием поменял свою преподавательскую стезю на сценическую: поступил на работу в Горномарийский драматический театр. И сразу стал любимцем сцены. Артист в полной мере оправдывает чаяния своих зрителей, в каждый свой образ вкладывает все силы своей души, не боясь того, что эмоционально на сцене сгорает. Николай – человек-праздник. В то же время за маской яркого комедийного актера скрывается творчески мыслящая личность, поэтому к каждой роли он подходит очень вдумчиво. У него явно выделяются юмор и пластика, правдивость и живость игры. За годы работы в театре им создано немало ярких образов: сирота – в этнопритче «Суртвуй» (Домохозяин) по инсценировке А.Луценко (2012 г.), Петя - в комедии «Шуды шешкы» (Сенокосная сноха) по пьесе З.Долговой (2013 г.), Веня - «Сотыш лакмы годым» (В момент рождения) по пьесе В.Матвеева (2014 г.), Чопай - «Салика» по пьесе С.Николаева (2014 г.), Иван Васильевич Ломов - «Маленькие комедии» по пьесам А.Чехова (2015 г.), Валерий - «Арваты мелена» (Свадебные блины) по пьесе А.Волкова (2015 г.), Одноглазый - «Зимы не будет» по пьесе В.Ольшанского (2016 г.), Савик - «Савик» по роману Н.Игнатьева (2017 г.), Васька - «Кловой пылгомын семжы» («Песни синего неба») по пьесе Сеппо Кантерво (2018 г.), Пайгускин - «Лаксак йыде – масак» («В каждой ямке – по шутке»») по пьесам М.Шкетана (2019 г.), Царь - «Про Федота стрельца» по пьесе Л.Филатова (2019 г.), Николай – «Мындыр цашын сотыжы» («Свет далекого счастья») по пьесе Ш.Шкуровой (2020 г.). И еще одна ипостась Николая Марышева – это погружение в мир сказочных героев. Им созданы разноплановые образы в сказках: принц Мариус - «Капризная принцесса» (2012 г.), Масленок - «Жила-была Сыроежка» (2013 г.), Леший - «Новогодние проказы Бабы Яги и Лешего» (2015 г.), Жучка - «Посадил дед репку» (2016 г.), Емеля - «По щучьему веленью» (2016 г.), Волк - «Приключения козлят» (2017 г.), Дружка - «Муравьиная свадьба» по пьесе П.Першута (2018 г.) и другие. За непродолжительный период работы в театре в портфолио Николая Марышева - уже весомые дипломы. В 2015 году за талантливое исполнение главной роли Чопая в комедии «Салика» артист был награжден специальным дипломом жюри фестиваля «Йошкар-Ола театральная-2015». В декабре 2015 года коллектив Горномарийского драматического театра принял участие в XII Международном фестивале русских театров России и зарубежных стран «Мост дружбы» со спектаклем «Маленькие комедии» по пьесам А.Чехова, на котором Николай Марышев был отмечен специальным дипломом фестиваля «Надежда». На фестивале «Йошкар-Ола театральная-2018» за исполнение главной роли Савика в спектакле "Савик" по роману Никона Игнатьева артист был удостоен Национальной театральной премии им. Йывана Кырли в номинации «Лучшая мужская роль в драматическом спектакле».