История театра
Горномарийский драматический театр - единственный из шести республиканских театров республики, который находится не в г. Йошкар-Ола, а в небольшом городе Козьмодемьянск с населением в 21 тыс. человек. Город, основание которого относится к 1583 году, имеет богатое историческое прошлое. Он является центром развития двух культур, русской и горномарийской. В театре ставятся постановки как на горномарийском, так и на русском языках. Все спектакли идут с синхронным переводом на русский язык. Коллектив театра за свою почти 25-летнюю историю принял участие во всех фестивалях, проводимых в респу- блике, и завоевал немало весомых наград, самым ярким из которых было Гран-при фестиваля «Йошкар-Ола театральная» (2006).
Горномарийский драматический театр: вехи истории, люди и постановки
В настоящее время в репертуаре театра 18 постановок для взрослых и 15 - детей и юношества на горномарийском и на русском языках. Всего со дня основания театра на его сцене состоялось 140 премьер.

Артисты плодотворно работают над повышением уровня своего образования и ма- стерства. Все ведущие артисты имеют высшее театральное образование. Это Наталия Гусянова, Наталия Петрова, Светлана Зотина, Ольга Искоскина, Елена Васильева. Первые четыре артистки имеют почетное звание «Заслуженная артистка Республики Марий Эл» и работают со дня основания театра.
У истоков создания Горномарийского драматического театра стояли первый президент РМЭ Владислав Зотин, глава администрации Горномарийского района Виктор Инаков и начальник отдела культуры Горномарийского района Александр Хват. Идейными вдохновителями были поэт Николай Егоров, журналист Николай Еропов и самодеятельный композитор Виталий Салдушкин. Первые шаги театра были сделаны в период социально-экономических потрясений, в лихие 90-ые. И в такое тяжелое время энтузиастами был выполнен колоссальный труд по подбору и обучению первых арти- стов, по поиску помещений для театра и проживания артистов. Реконструкция третьего этажа Дворца Культуры им Я.Эшпая под помещения театру велась при непосредствен- ном участии А.И.Хвата.

В 1990-1992 годах активный поиск способных творческих учащихся в школах района для направления их в Музыкальное училище им. И.Палантая вели режиссер Виловатовского на- родного театра Виталий Салдушкин, методист роно Магдалина Егорова и режиссер Олег Иркабаев.

В первые три месяца все вопросы решал художествен- ный руководитель Марийского национального театра им. М.Шкетана Василий Александрович Пектеев, по совмещению он был и директором Горномарийского филиала. Вакансия до декабря 1994 года оставалась свободной, желающих возгла- вить новоиспеченный коллектив артистов из 18 человек, не было. Но вскоре после прошедшей 3 декабря 1994 года первой премьеры спектакля «Тыр вады» (Тихий вечер) назначили на должность директора Куприянову Елизавету Николаевну. Как человек высокой культуры, она сразу нашла общий язык с Александром Ивановичем Хватом, который активно занимался организацией работы Горномарийского молодежного театра (так он в первые пять лет назывался). Для функ- ционирования культурного учреждения в то время нужно было сделать очень много: переоборудовать, реконструировать чердачное помещение ЦНК им. Я.Эшпая, обеспе- чить артистов жильем, решить проблему отсутствия транспорта для выездной деятель- ности театра.
Становление театра
Вторым директором театра была Наталья Алексеевна Пенькова (с 1997 по 2000 годы). На первых порах она работала администратором, дело это у нее спорилось, зрительные залы были полными. Такой же энергичной и коммуникабельной была администратор Ва- лентина Михайловна Токтарова, она активно работала с предпринимателями и фермера-
ми, которые нередко оказывали театру спонсорскую помощь. В 90-ые годы, возможно, без помощи самих зрителей и попечителей, театр не смог бы выпускать полноценные спектакли, так как средств катастрофически не хватало, поэтому зачастую через местные газеты бросали клич на сбор реквизита для спектаклей. Воззвания находили отклик у населения и в театре появлялись костюмы и предметы из «бабушкиного сундука». Эти факты красноречиво говорят об энту- зиазме работающих в коллективе.
С началом нового века начался новый отсчет вре- мени и в Горномарийском молодежном театре. Заметным событием в нем стало получение статуса само- стоятельного театра к пятилетнему юбилею, театр был переименован в «драматический». Первым художе- ственным руководителем стала выпускница ГИТИСа Валентина Алексеевна Матюкова (Вилюкова).
А административно-финан- совые вопросы вскоре начал ре- шать третий директор театра Алексей Николаевич Васканов. Будучи профессиональным во- енным он умел ставить цели и требовать четкого выполнения задач, вместе с тем прекрасно понимал специфику творческого коллектива. За время его руко- водства, с 2002 по 2019 годы театр значительно вырос в професси- ональном отношении. В тесном контакте с режиссерами он сумел создать условия для раскрытия
творческого потенциала артистов. Своим ровным стилем работы Алексей Николаевич на деле доказал, что от умелого руководства зависят и творческие достижения коллектива. За 17-летний период его работы на должности в театре произошли знаковые события.
Особо плодотворным были годы творческого тандема с художественным руководите- лем театра Борисом Рихардо- вичем Веркау (с 2003 по 2008 годы). За период его директор- ства значительно улучшились и условия работы коллектива, разрешены многие проблемы материально-технического ха- рактера. В 2005 году в театре был оборудован собственный зрительный (малый) зал

Также А.Н.Васканов занимался творческой рабо- той, переводил пьесы с русского на горномарийский язык, в его переводе поставлены спектакли: «Век живи, век люби», «Любовь зла, или К гадалке не ходи», «В мо- мент рождения», «Сладко или горько…» и другие.
С июня 2019 года возглавляет театр Людмила Алексеевна Атласкина, которая первые шаги в про- фессии сделала в годы становления театра. До сих пор зрители помнят ее в роли Аины в спектакле театра
«Тыр вады» (Тихий вечер)…. Она перешла в театр с руководящей должности, имея за плечами богатый опыт административной работы, который сразу стал востребован в творческом коллективе.

В 1995 году в репертуаре театра появился первый вариант спектакля «Савик» по роману Никона Игнатьева в постановке ре- жиссера Олега Иркабаева. Впервые в 1995 году коллектив с этим спектаклем выступил на фестивале «Йошкар-Ола театральная», и в театре появилась первая награда: Михаил Пекцоркин полу- чил диплом в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
В 1997 году режиссером Виловатовского народного театра В.Салдушкиным был по- ставлен спектакль «Йоласал пазар» («Еласовский базар») по пьесе Николая Егорова.
Был и серьезный опыт освоения русской классики по пьесе А.Островского. Если в апреле 1902 года пьеса «Не все коту масленица» была показана гастролирующими москов- скими артистами, то 5 апреля 2002 состоялась премьера на сцене Горномарийского драмте- атра в постановке московского режиссера Екатерины Гранитовой.
В бытность худрука Валентины Матюковой в репертуаре театра появились спектакли по оригинальным пьесам. За время ее работы (с 1999 по 2003 годы) были поставлены яр- кие спектакли: «Кыткы суан» («Муравьиная свадьба») по пьесе П.Першута, «Орлыкан пуй- рымаш» («Горькая судьба») по пьесе М.Кудряшова, «Меч Онара» по пьесе Н.Рыбакова. Все спектакли были участниками театральных фестивалей.
С августа 2003 по февраль 2008 г. худруком работал Борис Рихардович Веркау. За годы его работы театр профессионально крепко встал на ноги, режиссеру удалось творчески сплотить коллектив. В репертуаре появились спектакли различных жанров и форм, даже кукольные. Автором инсценировок некоторых детских спектаклей он был сам. Ставил глубоко философские спектакли для взрослой аудитории. Часто обращался к пьесам современ- ных авторов: С.Лобозерова, М.Ладо, Б.Рацера, Г.Константинова, А.Коровина. Он скрупулез- но относился к актерской профессии, был требователен к себе и к артистам. Многие из них становились обладателями специальных призов на театральных фестивалях.
Тандем с режиссером
– половина успеха спектаклей
В первые годы в театре работали только приглашенные режиссеры. Это Сергей Иванов, Сарра Кириллова, Олег Иркабаев, Игорь Смирнов, Василий Домрачев, Николай Корчаков, Татьяна Лядова и другие. Работа с самыми разными режиссерами способ- ствовала быстрыми темпами оттачивать актерское мастерство, обогащать постановки режиссерскими находками.
Среди спектаклей, постав- ленных Веркау, самую весомую награду преподнесла театру поста- новка «Мария–Машенька – счастье наше» (по пьесе Марии Ладо
«Очень простая история»). На фестивале «Йошкар-Ола театраль- ная-2006» она была отмечена выс- шей наградой – Гран-при фестива- ля, а Борис Рихардович Веркау был удостоен Национальной театраль- ной премии им. Йывана Кырли в номинации «Лучшая режиссура».

Вехой в истории театра стало сотрудничество с режиссером Николаем Корчаковым. Несколько лет не сходили с репертуара театра его комедии «Ыдыр йумаш» (Сватовство) по пьесе Н.Сидорова, «Кыце папивла марлан ке- ныт» («Выходили бабки замуж») по пьесе Ф.Бу- лякова, «Шергакан шешкы» (Милая невестка) по пьесе Н.Угарина.
В 2008 году главным режиссером театра был назначен артист театра Александр Иванович Сильвестров. Это был яркий комедийный
актер, оставивший глубокий след в истории театра. Он был одним из первых артистов, которому была присвоена категория «ведущий артист». Получив режиссерское образова- ние, поставил много содержательных спектаклей. На фестивале «Йошкар-Ола театраль- ная-2011» спектакль «Кома» в постановке А.Сильвестрова была удостоена специального приза жюри «За освоение современной драматургии», а артист Владимир Гусянов, сыграв- ший роль Гаврилы, был удостоен Национальной театральной премии им. Йывана Кырли в номинации «За лучшую мужскую роль второго плана».
Был большой успех в театре и у режиссера Татьяны Валентиновны Лядовой. На фестивале «Йошкар-Ола театраль- ная-2004» после показа драмы «Домой» по пьесе Л.Разумовской получено четыре диплома: в номинации: «Лучшая женская роль» - артистка Светлана Зотина, «Луч- ший дуэт» - Наталия Петрова и Вероника Алехина и «Лучшая режиссура» - Татьяна Лядова. Также высоко оценили спектакль
«Панночка» по пьесе Н.Садур в постановке Т.В.Лядовой - в 2010 году на VIII Междуна- родном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул» - диплом 2 степени в номинации «Лучший спектакль»).
С 2011 по 2012 годы исполняющим обязанности главного режиссера был назначен молодой режиссер из г.Йошкар-Ола Алексей Луценко. В 2011 году поставил спектакль «Бесприданница» по пьесе А.Островского, который в 2012 году был участником фестиваля «Йош- кар-Ола театральная». Не сходит с репертуара коме- дия в постановке Алексея Луценко по пьесам А.Чехова
«Медведь» и «Предложение». В 2015 году «Маленькие комедии» стали участниками XII фестиваля русских театров России и зарубежных стран «Мост дружбы». Постановка была удостоена специального диплома в номинации «Надежда» - диплом получил артист Нико- лай Марышев за талантливое исполнение роли Ломова.


Особняком в ее творчестве стоит трагикомедия «Муан аль качы» («Слад- ко или горько») по Ф.Булякова, с которой театр в 2016 году выступил на фестивале
«Йошкар-Ола театральная». И лауреатом нацио- нальной театральной премии им. Йывана Кырли в номинации «Лучшая женская роль второго плана» за трогательное исполнение роли Василисы стала артистка Елена Васильева. За постановку «Арва- ты мелена» (Свадебные блины) по пьесе А.Волкова на фестивале «Йошкар-Ола театральная-2017» Ольга Искоскина отмечена в номинации
«За верность традициям».
С музыкальной этносказкой «Кыткы суан» («Муравьиная свадьба») (на горномарий- ском языке) по сказке П.Першута в постановке Ольги Искоскиной театр принял участие на X Международном фестивале театров финно-угорских народов «Майатул», прошедшем в г.Йошкар-Ола в октябре 2014 года, и получил восторженные отклики членов жюри.
В 2018 году эта сказка вышла в свет на русском языке. На lll Межрегиональном фе- стивале национальных ТЮЗов, молодёжных и драматических театров «Сказочная па- литра» (г.Чебоксары, 2018 г.) режиссер Ольга Искоскина за постановку этноспектакля
«Муравьиная свадьба» отмечена в номинации « За сохранение национальных обрядов и традиций народов Марий Эл».
2018 год за историю театра вы- дался самым урожайным на награ- ды – в копилке театра оказалось сразу семь дипломов различных фестивалей. На фестивале «Йошкар-Ола театраль- ная-2018» трагифарс «Савик» по роману Н.Игнатьева был отмечен в трёх номи- нациях. Это две основные номинации:«Лучшая режиссура» – Олег Иркабаев и «Лучшая мужская роль в драматическом спектакле» – артист Николай Марышев. Также специальным дипломом жюри фестиваля отмечена молодая артистка Анастасия Тораева.

С 2013 года по настоящее время главным режиссером театра плодотворно работает заслуженная артистка Респу- блики Марий Эл Ольга Искоскина. На сегодняшний день ею поставлено 11 концертных программ и 22 полюбившихся зри- телям спектаклей. Это - «Восемь любящих женщин» по пьесе Р.Тома, «Если бы не война…» по пьесе С.Гансовского, «Шуды шешкы» («Сенокосная сноха») по пьесе З.Долговой, «Эх, паш- куды – пышкыды» (Эх, соседи – соседушки) по одноименной пьесе С.Вассановой.
На XV Международном фестивале русских театров России и Зарубежья «Мост дружбы», прошедшем в ноябре 2018 года, в Академическом русском театре драмы им. Г.Константинова Горномарийский драматический театр выступил в третий раз (в 2010 и 2015 годах были показаны «Бесприданница» по пьесе А.Остров- ского и «Маленькие комедии» по пьесам А.Че- хова в постановке Алексея Луценко). На этот раз выставил драму «Зимы не будет» по пьесе В.Ольшанского в постановке Бориса Веркау.

Спектакль был отмечен критиками, и в ито- ге получен очередной диплом за 2018 год «За спектакль для юной аудитории».
На XII Международном фестивале финно-угорских театров «Майатул» в но- ябре 2018 года драма «Кловой пылгомын семжы» («Песни синего неба») по пьесе С.Кантерво преподнесла очередных три ди- плома: «За качественный рост постановоч- ной культуры» – режиссёр-постановщик Ольга Искоскина, «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль» - заслуженная артистка РМЭ Наталия Гусянова и молодой артист Дмитрий Тораев.
Также Наталия Гусянова стала лауреатом Национальной театральной премии им. Й.Кырли в номинации «Лучшая женская роль в драматическом спектакле» на фестивале
«Йошкар-Ола театральная-2019» в рамках которого снова был показана драма «Кловой пылгомын семжы» («Песни синего неба»).

Анализ репертуара театра за последние два десятилетия показывает, что в афише Горномарийского драматического театра всегда преобладала и до сих пор преобладает национальная драматургия. Это говорит о том, что коллектив в полной мере выполняет одну из главных задач своей деятельности - сохранение и пропаганда традиций, обрядов, языка горномарийского народа посредством сценического искусства.
В целом администрация театра большое внимание уделяет работе со зрителем, вот почему с целью изучения культурных потребностей театральной аудитории коллек- тив ГАУК РМЭ «ГДТ» организовывает встречи со зрителями в форме «Круглого стола» (в том числе и в рамках акций «Ночь искусств», «Культурный минимум»).

Горномарийский драмтеатр
в современном театральном процессе
Также во время всех премьерных и репертуарных детских спекта- клей проводятся экскурсии для воспитанников детских учреждений.
С целью выявления талантливых детей, желающих обучаться в театральных высших и средних учебных заведениях (с 2015 года) ежегодно проводится традиционный межрайонный фестиваль-конкурс театрального искусства «Таланты и поклонники» среди учащихся об- разовательных организаций Горномарийского района и города Козьмодемьянска.
В репертуаре театра в достаточном количестве присутствует классическая отечественная драматургия и современная драматургия. Прокат данных спектаклей, которые идут только на русском языке, в театре целесообразен, так как в г.Козьмодемьянск проживает много русскоязычной публики. По этой причине все горномарийские спектакли идут с син- хронным переводом на русский язык.
Но долгое время просмотр горномарийских спектаклей для рус- скоязычного зрителя был затруднен из-за крайне устаревшего обору- дования для синхронного перевода. Для разрешения этой проблемы театр не один год участвовал в конкурсах проектов по приобретению уникального оборудования. И участие в 2017 году в Федеральной программе по поддержке творческой деятельности театров в городах численностью до 300 тысяч жителей (проект «Малые театры городов») стало большим подспорьем в развитии театра. В рамках реализации этой программы была закуплена не только аппаратура для проведения синхронного перевода спектаклей, но ощутимо оснащена материаль- но-техническая база театра: закуплено 108 единиц светового, 17 еди- ниц звукового оборудования, а также студийное оборудование; дляпостановки спектакля «Савик» приобретены костюмы (одежда, обувь, парики) и реквизит.

В 2018 году театр снова стал участником данной программы (проект партии «Единая Россия «Культура малой родины»). В результате поставлены два спекта- кля: драма «Кловой пылгомын семжы» («Песни сине- го неба») и комедия «Эх, пашкуды – пышкыды!» («Эх, соседи – соседушки!»). Благодаря средствам этой про- граммы изготовлены новые декорации, приобретены костюмы, реквизита, световое и звуковое оборудова- ние и занавес для малого зала театра.

В связи с тем, что ГАУК РМЭ «ГДТ» не имеет собственной театральной площадки, выполнение плановых показателей идет во многом благодаря выездной и гастрольной деятельности в сельские социально-культурные комплексы и дома культуры, а также в образовательные учреждения Горномарийского района и других районов РМЭ и за его пределы, в том числе в Чувашскую Республику, Республику Татарстан, и в Пермский и Нижегородские области.
Эти обстоятельства не остаются незамеченными театральным руководством. Так, по итогам работы оргкомитета фестиваля «Йошкар-Ола театральная-2014» в честь Междуна- родного дня театра Горномарийский драматический театр награжден специальным призом жюри фестиваля «За подвижничество».

- Мы, критики, нередко говорим не всегда прият- ные вещи. Но на этот раз я скажу только хорошее, потому что после вашей «Салики» становится ра- достно на душе, действительно ваша народная ко- медия проникает до глубин души, к концу спектакля появляется желание сплясать с артистами на сцене. А если у рядового зрителя появляется такое желание – это дорогого стоит. Все продумано и гармонично – ко- стюмы, реквизит, декорации. Замечательные голоса, прекрасный актерский ансамбль. Ваши артистки - на высоте, но сегодня я поражена игрой ваших артистов. Убедительны в ролях Михаил Пекцорцин и Дмитрий
Тораев. Но более всего я порадовалась игре Николая Марышева и Михаила Анисимова. Замечательные работы! Михаил – молодец, серьезно отнесся к своей роли, его образ в ходе всего спектакля в развитии, также и Николай – пластичен, досто- верен, без наигрыша, без нажима…».

- Мы, критики, нередко говорим не всегда прият- ные вещи. Но на этот раз я скажу только хорошее, потому что после вашей «Салики» становится ра- достно на душе, действительно ваша народная ко- медия проникает до глубин души, к концу спектакля появляется желание сплясать с артистами на сцене. А если у рядового зрителя появляется такое желание – это дорогого стоит. Все продумано и гармонично – ко- стюмы, реквизит, декорации. Замечательные голоса, прекрасный актерский ансамбль. Ваши артистки - на высоте, но сегодня я поражена игрой ваших артистов. Убедительны в ролях Михаил Пекцорцин и Дмитрий
Тораев. Но более всего я порадовалась игре Николая Марышева и Михаила Анисимова. Замечательные работы! Михаил – молодец, серьезно отнесся к своей роли, его образ в ходе всего спектакля в развитии, также и Николай – пластичен, досто- верен, без наигрыша, без нажима…».

Заведующая кабинетом театральной критики Э.Г.Макарова (г.Москва) на фестивале «Йошкар-Ола театральная-2015»:

Театральный критик Армине Оганесян (г.Москва) на фестивале
«Йошкар-Ола театральная-2019»:

Звукорежиссер Владимир Григорьев, хореограф Любовь Иванова в эпизодической роли в спектакле «Савик», начальник технического отдела Игорь Капустин, специалист по кадрам Алена Фонарева, режиссер по свету Евгений Частушкин.
Закулисье театра